главная > Методы работы ЦЕНТРОВ (методические рекомендации)

Методы работы ЦЕНТРОВ (методические рекомендации)

Выбор и реализация эффективной экономической стратегии, как на федеральном, так и на региональном уровнях не возможны без создания действенного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала. Это особенно важно для системы профессионального образования, как ключевого фактора социально-экономических реформ. В настоящее время ситуация по реализации одного из главных ресурсов России, а именно интеллектуального потенциала, остается критической. Большинство выпускников вузов трудоустраиваются с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраиваются вообще.

В условиях формирования рынка труда возникла объективная необходимость в создании принципиально новых условий подготовки конкурентоспособных специалистов, их переподготовки и повышения квалификации в системе непрерывного образования. В Российской Федерации идет процесс создания эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, по данным на май 2006 года в 335 вузах. находящихся в ведении Рособразования. создано 259 центров( рис .1)Каждый такой центр решает задачи не только по непосредственному трудоустройству своих выпускников, но и по предоставлению информации о спросе и предложении на рынке труда по профильным специальностям, по переподготовке и дополнительному профессиональному обучению студентов и выпускников, а также стратегические задачи по содействию трудоустройству.

Эффективное функционирование центров в значительной степени определяется наличием методологической базы, разработка которой проводится по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение деятельности центров.
  • анализ и обобщение опыта работы центров.
  • нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение прав и интересов молодежи на рынке труда.
  • создание и поддержка систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства и развития карьеры.
(---рисунок 1---)

В данной методической разработке представлены результаты анализа деятельности центров содействия занятости учащейся молодежи в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, систематизированы методы и средства их деятельности.

Сбор данных о работе центров проводился методом анкетирования посредством почтовой рассылки информационного письма руководителя Рособразования (Приложение А). В целях повышения надежности получения информационного письма центрами оно было опубликовано на сайте Межрегионального координационно - аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н. Э. Баумана (http://cszum.bmstu.ru/news.php?id=88&a=s) и разослано в центры по электронной почте.

Обработка исходных данных проводилась посредством сравнительного анализа и выявления наиболее общих закономерностей и тенденций в деятельности центров. В результате были выявлены 16 направлений работы центров, которые объединены в 5 групп
Непосредственная деятельность по трудоустройствуОрганизация временной занятости студентов
Организация стажировок и практик, предусмотренных учебным планом
Трудоустройство выпускников
Взаимодействие с предприятиями и организациями, оказывающими влияние на рынок труда: проведение ярмарок вакансий, презентаций профессий, создание долговременных программ сотрудничества
Взаимодействие с территориальными органами занятости населения
Взаимодействие со студенческими и молодежными организациями
Предоставление информации о спросе и предложении на рынке трудаПредоставление выпускникам и работодателям информации о спросе и предложении на рынке труда посредством создания информационной системы, использования средств телекоммуникации, массовой информации и рекламы
Переподготовка и дополнительное профессиональное обучениеПроведение работы со студентами в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда посредством профориентации, информирования о тенденциях спроса на специалистов
Внесение предложений по корректировке учебных планов, номенклатуры специальностей и структуре выпуска учреждений профессионального образования в соответствии с текущими и планируемыми потребностями экономики региона
Разработка программ дополнительного профессионального образования для студентов и выпускников учреждений профессионального образования с учетом регионального рейтинга профессии, содействие в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки выпускников учреждений профессионального образования
Научно-исследовательская и методическая работаАнализ российской практики в области содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников
Проведение маркетинговых исследований рынков труда и образовательных услуг
Анализ и использование механизмов партнерства « образовательное учреждение–регион
Планирование , организация и проведение профильных научных исследований
Повышение эффективности работы центровОбучение сотрудников учреждений профессионального образования данного региона , ответственных за трудоустройство выпускников
Обобщение и распространение наиболее эффективных программ работы центров

|
 
Профессиограммы специалистов По материалам Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству