главная > Непосредственная деятельность по трудоустройству

Организация стажировок и практик, предусмотренных учебным планом

Существует разграничение понятий практика и стажировка. Цели практики: закрепление студентами полученных знаний, приобретение ими профессиональных навыков, сбор, анализ и обобщение материалов для написания дипломной работы. Практика проводится в строго отведенные учебным планом сроки.

В отличие от практики стажировка не предполагает написание работы. Стажировки организуются в любое время года, с оплатой или без, как правило, по специальности. Если стажировка совпадает по срокам с практикой, то она может быть зачтена, как практика, при условии выполнения студентом индивидуального задания.

Практика студентов учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего профессионального образования.

Основными видами практики студентов университета являются: учебная, производственная, преддипломная.

  1. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная практика и другие, которые могут проводиться как в структурных подразделениях университета, так и в других учреждениях и организациях
  2. Производственные практики включают в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки ( технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п .), научно-исследовательская, научно-педагогическая и проводятся чаще всего на предприятиях, в учреждениях и организациях
  3. Преддипломные практики являются завершающим этапом обучения и проводятся после освоения студентами программ теоретического и практического обучения.

Взаимосвязь практики и активных методов обучения позволяет повысить качество подготовки выпускников и эффективность практики. Само по себе достижение студентами опре деленного результата является важным элементом активного творчества, а использование результатов практики - проблемным обучением.

Практика может рассматриваться как самостоятельный модуль учебных планов, интегрированный в учебный процесс, в то же время может рассматриваться как практическая составляющая отдельных модулей учебных курсов по направлениям и специальностям. Практическая составляющая естественным образом придает учебному процессу индивидуальный, авторский и инициативный характер. Объективный характер придает участие третьей стороны: руководителей и специалистов предприятий – мест практики.

Участие студентов в реальной практической деятельности предприятий, организаций и фирм позволяет повысить эффективность использования активных методов обучения.

Рабочие материалы и результаты производственной и преддипломной практики могут и должны использоваться как непосредственно студентами, так и руководителями и другими преподавателями в учебном процессе. Студенты используют их как результаты собственной активной самостоятельной деятельности в качестве примеров для иллюстрации и интерпретации основных положений изучаемых теоретических курсов.

Преподаватели используют их как апробированные материалы, актуализирующие, иллюстрирующие, интерпретирующие, дополняющие и развивающие основные теоретические положения учебных курсов соответствующих дисциплин учебных планов.

Наиболее удачными формами активного обучения, в которых легко могут быть использованы результаты практики, являются конференции, семинары, круглые столы по итогам практики, метод конкретных ситуаций (метод проблемных ситуаций, кейс-метод), деловые (ролевые) игры. Итоговые конференции, семинары и круглые столы по результатам практики как формы активных методов обучения показывают степень развития исследовательских навыков студентов, их умение работать с информационными ресурсами, степень формирования профессиональных навыков и умений на основе усвоенных теоретических знаний. Дискуссия за круглым столом способствует приобретению студентами навыков профессионального мышления, позволяет выявить ключевые проблемы профессиональной деятельности, определить позицию студентов по анализируемой проблеме, выработать алгоритм её решения, учитывая собственный опыт, полученный во время практики.

Такие формы дают возможность обменяться опытом и знаниями, полученными студентами во время практики на предприятиях различных форм собственности, с различной корпоративной культурой, в разных структурных подразделениях.

По итогам конференции, семинара преподаватели кафедры могут использовать в учебных целях наиболее значимые и интересные результаты практики студентов, применяя различные формы активных методов обучения: разбор конкретной ситуации, деловую игру, подготовленный комплекс задач или практических заданий с тестированием на выходе, имитационные модели ( сценарии ) вывода предприятий и организаций из кризиса ( с описанием процедур и действий ), разработанные кейсы ( наборы ) текстовых аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения.

Метод конкретных ситуаций состоит в изучении, постановке и принятии решений в ситуации, которая возникла в конкретной организации в определенное время. Практика дает уникальную возможность ознакомиться с реальными ситуациями, решение которых формирует навыки, востребованные в профессиональной деятельности. Собранная студентом информация для описания конкретной проблемы, может впоследствии использоваться для обсуждения в группе во время практических занятий. Так как работа в конкретной ситуации предполагает поиск и оценку альтернативных решений, то преподаватели всегда должны иметь собственную схему решения и в то же время уметь различить зарождение более эффективного решения, предложенного студентами.

Наиболее интересные возможности практика дает для проведения деловых игр, которые предполагают условное воспроизведение, имитацию, моделирование реальной деятельности, при этом каждый участник решает свою отдельную задачу, в соответствии со своей ролью и функцией. Таким образом, появляется возможность так распределить эти роли, чтобы студенты могли использовать знания и навыки, полученные ими в ходе реальной деятельности, в соответствии с местом прохождения практики. Использовать деловую игру целесообразно после изучения учебного курса. Деловая игра дает опыт комплексной постановки проблем, согласования индивидуальных приоритетов, при групповом выборе и реализации действий, она имитирует взаимодействие в различных сферах практической деятельности человека.


|
 
Профессиограммы специалистов По материалам Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству