главная > Роль и место ЦЕНТРОВ в федеральной системе занятости

Роль и место ЦЕНТРОВ в федеральной системе занятости

Профессиональная школа во многом адекватно реагирует на процессы, связанные с формирующимся спросом на рынке труда: в значительной мере изменилось содержание и структура подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования, вводится новая система содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования на базе Межрегионального координационно- аналитического центра по проблемам трудоустройства и ад аптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им . Н.Э. Баумана (МЦПТ). Разработана Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. Во все учреждения профессионального образования разосланы рекомендации по провед ению организационно- методической работы в области содействия занятости (примерное положение о Центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (ЦСЗУМ), рекомендации по разработке программ содействия занятости, профессиональной ориентации, развития профессионального образования и социальной адаптации выпускников учреждений профессионального образования и т.д. (см. приложения и список литературы).

Данные материалы представляют собой предварительный результат по разработке организационных принципов создания и функционирования системы содействия занятости трудоустройству выпускников УПО. Как предполагается, сеть ЦСЗУМов станет основой создаваемой в Российской Федерации системы содействия трудоустройству. На рис. 1 представлена общая схема организационных принципов создания и функционирования государственной системы содействия трудоустройству и занятости выпускников УПО. На местном уровне приказом ректора (директора) УПО создается центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников данного УПО. Центров должно быть столько, сколько УПО находится в данном регионе. На региональном уровне среди центров решением Совета ректоров региона, выбирается региональный центр, созданный в одном из УПО. На федеральном уровне создается центр, выполняющий координационные и аналитические функции в масштабе Российской Федерации. Центр организуется в одном из вузов, подчиненных Минобрнауки России.

Все эти структуры должны быть обеспечены информационной системой с выходом в интернет, содержащей сведения и для работодателей, и для тех, кто ищет работу. Работодатели смогут узнать, кто и в каком году выйдет из стен того или иного учебного заведения, познакомиться с данными о будущих специалистах (пол, место проживания, специальность и специализацию, возможно, персональная характеристика). На сайте будут размещены и предложения от работодателей: какие рабочие места по специальности данного вуза, техникума, их число в текущем году или в перспективе.

Таким образом, задачи разделены в зависимости от уровня государственной власти, а также между разными подразделениями и организациями, осуществляющими содействие трудоустройству выпускников в рамках одного уровня.

(----рисунок 1--)

Иными словами, в деятельности по содействию занятости выпускников УПО можно выделать 4 главные группы задач, соответствующие направлениям Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования:

(---таблица 1---)
Из таблицы 1 видно, что помимо уже существующих структур необходимы организации (рабочие группы) двух типов:
  1. Региональные Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования. Они должны создаваться решением Совета ректоров региона на конкурсной основе в одном из вузов региона, который в этом случае становится головным в регионе по этой проблеме.
  2. Вузовские Центры содействия трудоустройству (занятости) выпускников. Они должны создаваться во всех УПО.
Функции регионального центра содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования включают:
  • a) координацию: информационную, целевую (стратегическую), сотрудничества в проведении совместных семинаров, конференций, советов;
  • b) анализ: взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе, промышленности региона, статистический;
  • c) внешние контакты с другими регионами, с федеральными органами власти, с МЦПТ, с зарубежными структурами.
Функции вузовского центра содействия трудоустройству (занятости) выпускников учреждений профессионального образования включают:
  • a) стратегия выпуска: целевая группа работодателей, сегмент РОУ, специфика образовательных программ в вузе;
  • b) профориентация: работа со студентами, дополнительные учебные курсы, предоставление информации;
  • c) выработка рекомендаций для руководителей управлений по учебной работе по корректировке учебных планов - в соответствие с текущими требованиями работодателей, в соответствие с перспективами рынка труда;
  • d) стратегия взаимодействия с ЦНИТ, с центрами повышения квалификации и др. подобными организациями внутри вуза, вне вуза;
  • e) взаимодействие с промышленностью и другими работодателями: презентации профессий, семинары и конференции, постоянная работа;
  • f) взаимодействие с другими вузами, центрами содействия занятости, администрацией, регионами.

Выше были выделены две группы задач, которые должен решать вузовский Центр (служба) занятости: задачи непосредственного трудоустройства и стратегические задачи. Мы условно разделяем решение разных задач между двумя структурами: Центром занятости и Центром содействия занятости. Реально стратегическими задачами может заниматься специально выделенная группа в едином Центре занятости. Существует и другой вариант – непосредственной деятельностью по трудоустройству, профориентации, организации практик и стажировок могут заниматься специально назначенные сотрудники (группы) в едином центре содействия трудоустройству выпускников. Окончательный выбор организационной структуры зависит от специфики учебного заведения и является прерогативой руководителей учебных заведений.

При этом рекомендуется выбрать следующее типовое решение для вуза: в вузе создается центр содействия трудоустройству выпускников, который реализует стратегические задачи в области занятости, разрабатывает политику вуза в области занятости, и при этом занимается сам (или координирует деятельность соответствующих подразделений университета и студенческих организаций) непосредственным трудоустройством выпускников, организацией программ временной занятости студентов , профориентацией, предоставляет информацию и консультирует студентов. Уже существующие организации в этом случае не упраздняются, а объединяются в рамках центра содействия трудоустройству (занятости) выпускников или просто согласовывают с ним свою деятельность.

Кратко перечислим основные задачи центра занятости и центра содействия занятости вуза. Основные задачи подразделения вуза, ответственного за трудоустройство выпускников:
  1. Непосредственно касающиеся трудоустройства студентов и выпускников (центр занятости):
    • Стажировки (практика).
    • Временная занятость (во время обучения).
    • Трудоустройство после окончания вуза.
  2. Решающие стратегические задачи, обеспечивающие трудоустройство студентов и выпускников (центр содействия занятости):
    • Определение особенностей и актуальности программ обучения в вузе, сравнение их с программами другими вузами, готовящими специалистов по той же тематике, выявление сильных и слабых сторон обучения в данном вузе, определение своей специфики, своего сегмента на рынке образовательных услуг.
    • Определение «целевой группы» – предприятий (групп предприятий), для которых вуз готовит специалистов, специальностей (должностей) по которым готовятся специалисты, сравнение с другими вузами, выпускники которых предназначены для той же целевой группы, иными словами, определение своего сегмента на рынке труда.
    • Работа с выпускниками: база данных, создание ассоциации (партнерства), совершенствование её деятельности.
    • Работа со студентами, ведение профориентационной работы, предоставление информации о ситуации на рынке труда и прогнозах о развитии рынка труда, координация научной работы студентов, способствующей их успешному трудоустройству и отвечающей задачам центра.
    • Выработка рекомендаций на корректировку программ обучения в вузе, корректировку существующих и введение новых курсов, изменение профиля подготовки специалистов и номенклатуры специальностей с учетом спроса на специалистов.
    • Взаимодействие с работодателями (промышленными предприятиями, учреждениями, фирмами), проведение совместных совещаний и конференций, анализ взаимодействия вуза с предприятиями.
    • Контакты вуза относительно проблем трудоустройства (другие вузы, центры занятости, организации работодателей, профессиональные союзы и ассоциации, профильные органы федеральной, региональной и местной власти).

(---рисунок 2---)
Рассмотрим типовой вариант организационной формы вузовского центра занятости выпускников на примере крупного вуза (около 10 000 студентов, большое число факультетов, кафедр, специальностей, значительная дифференциация специальностей, подготовка конкурентоспособных специалистов по всему их спектру). В этом случае непосредственная деятельность по трудоустройству выпускников разворачивается на уровне кафедр, факультетов и других структурных подразделений вуза. При этом существует необходимость в подразделении, находящемся на верхнем уровне управления и подчиненном непосредственно ректору или первому проректору, осуществляющем координацию деятельности по трудоустройству.
|
 
Профессиограммы специалистов По материалам Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству