главная > Юридическая защита выпускников учреждений профессионального образования

Ситуация на молодёжном рынке труда

Пятнадцать лет назад вопрос трудоустройства молодежи не стоял так остро. При обязательном среднем образовании большая часть юношей сразу после окончания школы уходила в армию, оставшаяся - поступала в профессиональные образовательные учреждения. А девушки могли не торопиться устраиваться на работу до 18 лет, так как материальное положение большинства родителей на тот момент позволяло в течение определенного времени содержать ребенка и после окончания школы.

Положение, которое сложилось в настоящее время на российском рынке труда, характеризуется проявлением устойчивых негативных тенденций в части трудоустройства молодых людей. Сложная экономическая ситуация во всех отраслях хозяйствования приводит к ужесточению условий вступления молодёжи на рынок труда в дополнение к уже существующим ограничениям.

Общее формирование всех сторон рыночных отношений в области занятости граждан началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд и требования обязательности труда, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Одновременно с этим расширились права руководителей (работодателей) в вопросах найма и увольнения работников.

Переход предприятий в частную собственность негосударственных юридических и физических лиц, предполагающий модернизацию всех отраслей хозяйствования, значительно повысил требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа. Подобная ситуация привела к постепенной ликвидации рабочих мест, на которые распространялись менее жесткие требования, а вновь создаваемые характеризовались более суровыми условиями найма. Действующая система подготовки и переподготовки кадров не смогла соответствовать новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодёжи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные должности в новых секторах экономики, оставляя для молодёжи рабочие места, не требующие высокой квалификации.

С началом проведения реформ в сфере труда и занятости предприятия были освобождены от обязательного бронирования рабочих мест для молодёжи, вследствие чего лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования и навыков, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными. Кроме этого, усилению напряженности на молодежном рынке труда способствовало принятое в конце 1990 года Постановление Совета министров СССР об отмене централизованного распределения выпускников профессиональных учебных заведений. Несмотря на то, что подобная мера предоставила возможность выпускникам учреждений профессионального образования получать "свободный" диплом и самостоятельно выбирать интересующее их место работы, крайняя ограниченность вакансий на рынке труда, вызванная как рыночными факторами, так и отсутствием целевых государственных программ содействия занятости молодежи, способствовала росту безработицы среди молодёжи.

Одновременно проблема повышения эффективности производства очень часто решается работодателями за счет сокращения расходов на рабочую силу. Уменьшение численности занятых на российских предприятиях коснулось, прежде всего, наименее конкурентоспособных групп населения, одной из которых является молодежь, что серьёзно ограничило её в реализации потенциальных трудовых возможностей. Ухудшение условий вступления мо лодежи на российский рынок труда привело к тому , что уже к 1996 году молодежь стала одной из самых многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных.

Очевидно, что стабилизации ситуации на молодежном рынке труда могло способствовать широкое распространение так называемых гибких, или нестандартных форм занятости, которые, так же как и активная политика содействия, играют важную роль в решении проблем безработицы молодежи. Во всем мире затраты на содействие занятости молодежи осуществляются, в первую очередь, в целях совершенствования качественного состава рабочей силы и носят, как правило, долгосрочный характер. Они определяют развитие национальной экономики на далекое будущее. Общепризнанно, что недовложения в культурный, образовательный и нравственный потенциал молодого поколения могут привести к крайне негативным последствиям, как для отдельной личности, так и для нации в целом.

Значительная роль в сфере труда и занятости молодых специалистов принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, [3] а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности и др.

В целях содействия занятости выпускников осуществляется квотирование рабочих мест, [5] т.е. устанавливается минимальное количество рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить граждан из числа молодежи, включая рабочие места, где уже работают лица этой категории. Размер квоты и срок ее действия определяются органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждается на срок не менее календарного года. Квотирование о существляется для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также лиц моложе 18-ти лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу , лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания и др.). Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты указанным лицам из числа молодежи запрещается и может быть обжалован ими в суде. При обращении в органы государственной службы занятости населения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет, эти органы должны осуществлять профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения. При этом Комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль адаптации выпускников учреждений профессионального образования на производстве.

В целях расширения возможностей для трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков несколько лет существовала временная занятость молодежи – «Молодежная практика». Суть этой практики состояла в том, что органы службы занятости на основе анализа ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости, выявляли в организациях всех форм собственности возможности и условия для создания временных ученических мест для обучения безработной молодежи профессиям (специальностям), конкурентоспособным на рынке труда, и заключали с работодателями договоры о профессиональной подготовке молодежи. В договорах предусматривалось количество принимаемых на обучение, перечень профессий (специальностей), по которым работодатель должен был обучать безработную молодежь, срок обучения и т.д. В соответствии с такими договорами органы службы занятости направляли лиц из числа безработной молодежи на собеседование с работодателем , который принимал решение о трудоустройстве безработного или об отказе ему. В случае принятия решения о зачислении безработного на ученическое рабочее место, с ним заключался срочный трудовой договор на период до 6 месяцев. Средства для частичной компенсации расходов по заработной плате граждан, принятых на ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики», выделялись из бюджетов региональных служб занятости. По истечении срока договора работодатель высылал в орган службы занятости копию приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту) или копию приказа об увольнении его из организации. Гражданин, который по окончании «Молодежной практики» не был трудоустроен на постоянное (временное) место работы на данном или другом предприятии, мог быть вновь признан безработным в установленном порядке.

Более ранний возраст выхода молодых людей на рынок труда способствует более раннему приобретению навыков трудовой деятельности, стимулирует самостоятельность и инициативность в трудовой жизни, повышает мобильность субъекта трудовой деятельности. Но данное обстоятельство в некоторых случаях мешает молодым людям получить законченное среднее, среднее специальное и , тем более, высшее образование, изначально предполагая понижение стартового уровня квалификации работника. Кроме этого, уменьшение возраста вступления на рынок труда характеризуется ростом нестабильной занятости, повышенной текучестью рабочей силы. Сегодня молодые люди уже в 15 лет, а то и раньше, сталкиваются с тем, что им необходимо начинать трудовую деятельность. Студент может устроиться курьером или промоутером. Для работы курьером понадобятся только время и крепкие ноги, а для промоутера к этому набору придется добавить лучезарную улыбку. Работа промоутера не напрягает монотонным графиком и радует высокой почасовой оплатой. Наверное, многие обращали внимание на юношей и девушек в ярких одеяниях, предлагающих попробовать новый сорт сигарет, чая и т.п., или приглашающих на лекцию или семинар, или ещё какое ни будь мероприятие около больших магазинов или на центральных улицах . Очень удобная работа для учащегося. Работать 4-5 часов в день, зарплата на руки в тот же день. Чтобы получить работу, достаточно просто приятно выглядеть. Если дома имеется компьютер , то молодой человек может заняться набором текстов, рефератов, дипломов и т.д. В Интернете есть сайты со специальными разделами, где предлагаются вакансии для студентов. Есть работа для веб-мастеров, программистов, дизайнеров (около $300 в месяц) — студентов старших курсов, а также наборщиков текста, журналистов, сборщиков статистики, переводчиков, консультантов онлайн по самым разным вопросам (разумеется, на такую должность возьмут только при наличии достаточной квалификации и опыта). Например, консультантам (финансы, маркетинг , здоровье и т.д.) предлагается оплата от $15 до $50 в час. Всегда можно устроиться официантом или уборщицей. Есть варианты податься на стройку, но это конечно больше касается сильной половины человечества, также можно подработать грузчиком. Пока продолжается летний сезон, можно найти работу в детских лагерях вожатым , посудомойкой, мороженщицей, записаться в студенческий стройотряд. Молодому человеку конечно лучше устроиться на постоянную работу , и желательно, что бы работа была связана с будущей специальностью. К концу учебы кроме опыта будет ещё и стаж, что во много раз увеличивает шансы найти более престижную и высоко оплачиваемую работу.

На сегодняшний момент на рынке труда молодежи складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юриспруденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг, шоу-бизнес) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы очень радуют работодателей. Однако работодатель всегда должен помнить, что прием на работу лиц моложе 15 лет не допускается. В особых случаях разрешается прием на работу обучающихся в образовательных учреждениях для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста, с согласия родителей либо усыновителей, или попечителя (ст. 173 Трудового Кодекса РФ (далее – ТК РФ)). Поэтому если человек, которому нет 15 лет, не учится, то даже согласия родителей будет недостаточно для приема его на работу. При приеме несовершеннолетнего на работу работодателю необходимо выяснить возраст (год, месяц и день рождения) работника, а если ему еще нет 15 лет, установить также, в каком учебном заведении он учится. Работодатель также должен знать, что несовершеннолетние работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в определенных отношениях имеют установленные законодательством льготы (ст. 43 ТК РФ). Например , запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным работам и работам в выходные дни. Работодателю надо быть внимательным даже тогда, когда на работу (особенно тяжелую или вредную) принимаются лица хоть и старше 18 лет, но моложе 21 года, так как в соответствии со ст. 176 ТК РФ «лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра». Лицам моложе 21 года достаточно пройти один обязательный медицинский осмотр при приеме на работу, а работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации: [1] «каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой- либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».


|
 
Профессиограммы специалистов По материалам Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству