Введение

Выбор и реализация эффективной экономической стратегии, как на федеральном, так и на региональном уровнях невозможны без создания эффективного механизма формирования, движения и использования трудового потенциала. В этом аспекте особенно важно обеспечить эффективность и сбалансированность подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования как ключевого фактора социально - экономических реформ. В настоящее время ситуация с использованием одного из главных ресурсов России, а именно интеллектуального потенциала, остаётся критической. Положение молодежи на рынке труда Российской Федерации характеризуется ее экономической активностью, т.е. желанием и способностью к труду, различным видам деятельности (учебе, работе и т.д.), но при этом значительная часть выпускников вузов трудоустраивается с потерей квалификации, а многие (особенно в регионах с кризисным положением в промышленности) не трудоустраиваются вообще.

В 2003 году в Российской Федерации насчитывалось 35 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет. Из них экономически активное население составляет 18,0 млн. человек, в том числе в общественном производстве занято 15,4 млн. человек, не работает и не учится около 2,6 млн. юношей и девушек. С 2000 года по 2003 год уровень экономической активности молодежи (отношение численности экономически активного населения к численности населения отдельной возрастной группы) в возрасте до 20 лет увеличился с 12,4% до 16,2%, а в возрасте от 20 до 24 лет и в возрасте от 25 до 29 лет уменьшился с 71,7% до 65,7% и с 86,3% до 85,6%, соответственно.

Молодежь работает практически во всех отраслях экономики, но наибольший интерес у нее вызывают (в качестве основного места работы) такие отрасли как оптовая и розничная торговля, общественное питание -30,0% от общей численности занятых; финансы, кредит, страхование - 29,6%; управление хозяйственной деятельностью (менеджмент) - 27,3%; строительство - по 23,0%; промышленность - 21,1%. В здравоохранении, физическом воспитании и спорте занято 19,4%, на транспорте и в организациях связи занятость молодежи составляет только 9,8%, а в науке и научном обслуживании - 13%;в остальных областях – 18-15%.Если в прошлые годы уровень молодежной безработицы систематически увеличивался, то, начиная, с 2000 года стал снижаться с 17,5% до 12,4% в 2003 году.

И, тем не менее, проблема занятости особенно остро стоит перед выпускниками школ, колледжей, вузов, отдельными категориями молодых женщин, молодежью, демобилизованными из рядов Вооруженных Сил. Самый высокий уровень безработицы сохраняется среди молодежи в возрасте до 20 лет - 24,2%. В возрастных группах: 20-24, 24-29 он составил соответственно 14,0% и 8,5%. Каждый шестой безработный, зарегистрированный в органах службы занятости, - это человек в возрасте от 16 до 30 лет. К июлю 2003 года численность данной категории безработных граждан составила 449 тысяч, или 29% от общей численности зарегистрированных безработных.

Мероприятия, осуществляемые как на федеральном, так и на региональном уровнях в сфере занятости молодежи, нацелены, прежде всего , на развитие инфраструктуры профориентации и трудоустройства молодежи, совершенствование нормативно -правовой базы, обеспечивающей эффективную занятость молодых граждан, информационно-методическую поддержку молодежных структур в субъектах Российской Федерации, а также укрепление творческих стремлений части молодежи к предпринимательской деятельности. Трудоустройство молодежи - один из самых сложных вопросов реализации государственной молодежной политики. По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, практическое отсутствие сельской молодежной политики привело к тому, что село оказалось не подготовленным к росту численности молодежи: не были разработаны адекватные меры по обеспечению ее профессиональной подготовки и занятости. Это привело к негативной динамике занятости сельской молодежи и усилению напряженности на молодежном рынке труда.

С 1992 г. по 2003 г . численность занятой сельской молодежи сократилась на 1125 тыс. чел ., уровень занятости упал с 64,3 до 44,1%, молодежная безработица выросла в 2,6 раза. Это привело к росту преступности, алкоголизма, венерических заболеваний, суицидов среди сельской молодежи. Значительная ее часть перешла в категорию экономически неактивного населения. В 2002 г. по сравнению с 1992 г. численность экономически неактивного населения в возрасте до 29 лет увеличилась с 2,2 млн. до 3,8 млн. человек, а его доля в составе всего молодого трудоспособного сельского населения - с 31 до 46%.

В настоящее время на сельском молодежном рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: при недостатке квалифицированных кадров в отраслях сельской экономики значительная часть молодежи остается нетрудоустроенной.

Это можно объяснить тремя причинами.

  1. Отсутствие профессиональной подготовки в соответствии с требованиями рынка труда, низкая профессиональная квалификация делают сельскую молодежь неконкурентоспособной, профессионально не подготовленные или слабо подготовленные молодые люди остаются не востребованными.
  2. Низкая цена труда в сельском хозяйстве, не обеспечивающая даже прожиточного минимума трудоспособного, и задержки в выплате заработной платы. В 2002 г. свою неудовлетворенность размером заработной платы (полную и частичную) выразили 84,3% молодых работников сельхозпредприятий. Регулярно получают заработную плату лишь 38,5% молодых кадров, 40,7% отметили наличие задержек в ее получении, 14% не получают заработную плату несколько месяцев, 6,8% - несколько лет. Вследствие чрезвычайно низкого уровня заработной платы и задержек с ее выплатами около 75% опрошенных нами молодых работников сельхозпредприятий заявили, что нуждаются в дополнительных доходах помимо тех, что дает ведение личного подсобного хозяйства. Фактически дополнительные заработки имеют 55,7% нуждающейся молодежи. Из них только 14,6% имеют их регулярно, 11,1%-в сезон и 30% - от случая к случаю. При тяжелых условиях труда низкая и нерегулярная оплата при тяжелых условиях труда делает рабочие места в сельском хозяйстве непривлекательными для молодежи.
  3. Дефицит рабочих мест, даже низко - и нерегулярно оплачиваемых. Он сложился, как в аграрной сфере, так и в других отраслях сельской экономики в связи с сокращением объемов производства и услуговой деятельности в 90-е годы и «пробуксовкой» политики развития в сельской местности несельскохозяйственных видов деятельности, декларированной в Основных направлениях развития агропромышленного комплекса на период до 2010 г . Фермерство и малое сельскохозяйственное предпринимательство, на которое в начале аграрных реформ возлагались большие надежды, привлекает крайне ограниченный контингент сельской молодежи (2,2%). Весьма сдержано молодые люди относятся и к перспективе организовать какое-либо другое собственное дело (8,7%).

Вследствие действия трех указанных причин сельская молодежь попадает или в число безработных, или в экономически неактивное население с занятостью в рудиментарном личном подсобном хозяйстве. В тоже время ухудшаются качественные характеристики и занятого сельского населения. Еще меньше ориентирующихся на работу и проживание на селе среди студентов сельскохозяйственных вузов. По данным обследования студентов 4-5 курсов после завершения обучения на село собираются поехать - при любых условиях - в среднем от выпуска 7% респондентов (4,5% девушек и 9,5% юношей). Другая группа молодых специалистов (25,7%) поедет работать на село только при условии предоставления благоустроенного жилья и обеспечения высокой заработной платы, а 45,5% выпускников вообще не намерены связывать свою жизнь с селом.

Закономерно, что среди студентов, проживавших до поступления в вуз в сельской местности, заметно больше доля тех, кто намерен связать свою судьбу с селом. Так, если из числа выходцев из города поедут при любых условиях в сельскую местность только 2,2% респондентов, то среди выходцев из села намерены вернуться 11,3%. Ни при каких условиях не планируют ехать на село 55,3% выпускников из числа горожан и 36,9 % - из числа селян.

В настоящее время действует 255 организаций и учреждений, занимающихся занятостью молодежи по линии Минобрнауки России. Работают биржи труда, центры трудоустройства в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, штабы студенческих отрядов, кадровые агентства при органах по делам молодёжи субъектов Российской Федерации и другие.

На промышленных и сельских предприятиях падает престиж производственного труда. Молодые люди под влиянием примеров из повседневной жизни низко оценивают профессиональный квалифицированный труд, поэтому видят достижение материального успеха не в труде и способностях, а в умении осуществлять кратковременные «коммерческие» проекты. Это дает основание прогнозировать рост неквалифицированной рабочей силы, не обладающей внутренней дисциплиной и ответственностью.

В примере этих двух сфер занятости отражается положение с молодежью, её трудоустройством и вся политика государства в этом направлении.

Значительные проблемы с занятостью молодежи вызваны тем, что в процессе формирования в стране рыночной экономики и рынка труда произошли значительные сдвиги в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников. Спрос зачастую оказывается не согласованным с предложением. В соответствии с закономерностями развития постиндустриально го общества усиливается потребность в специалистах для постоянно возникающих новых специальностей. Однако длительный цикл подготовки высококвалифицированных специалистов в вузах (5—6 лет) приводит к тому , что выпуск запаздывает по отношению к спросу и часто не соответствует актуальным потребностям предприятий и организаций в персонале.

Таким образом, бюджетные средства, выделяемые на подготовку молодого специалиста по конкретной специальности, затр ачиваются с крайне низкой эффективностью: экономика региона не получает необходимых специалистов; выпускники образовательных учреждений вынуждены заново переучиваться под потребности рынка труда; образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, уже не пользующимся спросом на рынке труда. С упразднением системы государственного распределения учебные заведения утратили информационную обратную связь и ответственность за подготовку “лишних” специалистов. Вместе с тем, очевидно , что для обеспечения экономического роста в экономике региона должна быть создана единая система оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий.Такая система должна распространяться на районы и отдельные административно-территориальные образования региона (города, поселки городского типа вплоть до сельских населенных пунктов и отдельных предприятий).

Нынешняя ситуация на рынке труда характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на молодых специалистов, с другой — в существенном ужесточении требований к их профессиональной подготовке, поэтому значительная часть выпускников учреждений профессионального образования (далее УПО) сталкивается с серьезными трудностями при трудоустройстве.

Молодые люди, получившие высшее образование, часто не имеют возможности применить свои знания, изучить особенности конкретных приложений своих знаний по специальности, что сказывается на квалификации. В первую очередь, это обусловлено тем, что информация о потребностях в трудовых ресурсах предприятий и организаций не систематизирована, а разбросана по разным источникам: (периодическая печать, ярмарки вакансий, проводимые предприятиями, государственными службами занятости).

В этой ситуации выпускники вузов считают полученную специальность не соответствующей их материальным и моральным запросам, т.е. неконкурентоспособной на рынке труда (зачастую, это оказывается соответствующим действительности), что приводит к психологическим травмам , утрате веры в будущее, социальным проблемам.

Другой причиной, объясняющей необходимость пристального внимания к вопросу занятости выпускников, является то, что сложившийся в условиях плановой экономики подход к вопросу трудоустройства молодых специалистов, когда существовал государственный заказ, в настоящее время нереализуем.

Ситуация с трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования, сложившаяся в новых социально-экономических условиях, предполагают необходимость выработки принципиально новых подходов, организационных и методических принципов создания и функционирования государственной системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству молодых специалистов.

 
Профессиограммы специалистов По материалам Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству